Стадион "Спартак" будет построен не раньше 2011 года
Руководитель архитектурно-проектной мастерской № 6 Дмитрий Буш рассказал о ходе строительства стадиона для московского "Спартака".
– На закладке первого камня стадиона «Спартак» говорилось, что работы начнутся до Нового года. Но пока на Тушинском аэродроме тишь да гладь. Чем это объяснить?
– И разработку различной документации, и строительство призвана вести немецкая фирма «Хохтиф», с которой ФК «Спартак» заключил контракт на все виды работ. Фирма известная, принимавшая участие в строительстве стадионов для чемпионата мира-2006 в Германии. Но у немцев другие нормативы, зачастую другой подход. Задачей нашей мастерской, которая сопровождала подготовку предпроектной документации, было, скажем так, ее приведение в соответствие с российскими реалиями. Но немцы, опираясь на собственный опыт, часть советов, к сожалению, не воспринимают. Согласование различных документов затягивается.
– Как скоро, на ваш взгляд, начнется строительство?
– Если будут приложены серьезные усилия как со стороны заказчика, то есть «Спартака», так и со стороны проектировщиков, то строительство реально начать в конце этого года. Займет оно, по опыту, не менее двух лет.
– То есть даже к сезону 2010 года арена не будет готова?
– Если говорить объективно, «Спартак» сможет обновить стадион на старте сезона-2011.
– Метротоннель, проходящий в месте строительства, оказался на несколько метров ближе к будущему стадиону, по сравнению с тем, что показывали старые карты. Насколько задержал строительство этот факт?
– В проект постоянно вносятся изменения – это обычное явление. Стадион переехал метров на тридцать в сторону, чуть изменилось расположение входов и лестниц. Вот и все. Даже увеличение вместимости с первоначально запланированных 35 тысяч зрителей до 42 на сроках работ почти не сказалось.
– В сотне метров от стадиона расположена неиспользуемая станция метро «Волоколамская». Проводятся ли работы по ее расконсервации?
– Насколько я знаю, пока нет. Да, в тоннеле между «Щукинской» и «Тушинской» есть платформа, но нет ни вентиляционных шахт, ни эскалаторов. Хотя станция неглубокого заложения может обойтись просто лестницами. В любом случае процесс ее расконсервации растянется на несколько лет.
– Владелец «Спартака» Леонид Федун говорил, что подумывает перевести на Тушинский аэродром и базу клуба. Она есть в проекте?
– Для базы на том участке, который обустраивает «Спартак», просто нет места.
– Еще полгода назад планировалось, что строительство обойдется «Спартаку» в 150 миллионов евро. Сейчас эта сумма изменилась?
– Выросла в несколько раз. Свыше 400 миллионов евро – вот более точная оценка.
– Из-за чего это происходит?
– Когда вы затеваете ремонт в квартире, рассчитываете все сделать получше и подешевле. Но, начав работы, понимаете: приходится выбирать либо то, либо другое. Хотите 42 тысячи мест, а не 35? Добавьте несколько миллионов. Хотите более вместительную парковку? Еще деньги… Да и материалы дешевле не становятся.