Евро-2012: сбой программы

Госпрограмма подготовки к чемпионату не выполняется и отвечать за это некому.

Евро-2012: сбой программы

В 1983 году мировой футбол потряс скандал: Колумбия отказалась от проведения чемпионата мира-86. Причина — проблемы в экономике, которые не дали возможности подготовить мундиаль. За три года до чемпионата его передали Мексике. До Евро-2012 ровно четыре года. Время еще есть, сейчас отбирать чемпионат у нас никто не собирается. Но если не поторопимся, судьбы колумбийцев нам не миновать.

Сказать, что мы готовимся плохо, будет слишком оптимистично. Мы — не готовимся. И что самое ужасное, за это никто не отвечает — как всегда, там, где два украинца, три гетмана.

В прошлом году полномочия по подготовке к Евро делились между министерством молодежи и спорта Виктора Коржа и федерацией футбола Григория Суркиса. Руководство двумя структурами приводило к трениям, которые выливались в скандальные заявления, однако кое-что с места сдвинулось — была разработана программа подготовки к Евро-2012, которую с небольшими изменениями приняли в феврале 2008-го. А дальше...

Со сменой правительства сменились и лица во главе подготовки к чемпионату. В Минспорта вернулся Юрий Павленко, имеющий неплохие отношения с Григорием Суркисом. Сам Суркис всерьез рассчитывал на пост вице-премьера по Евро-2012. Однако вместо этого поста появилось нацагентство по Евро-2012 во главе с Евгением Червоненко.

Минспорта отстранен от большей части работ по Евро-2012, — говорит нам экс-министр спорта Виктор Корж. — Оно отвечает только за какие-то фан-зоны, которые будут созданы в будущем, за повышение мастерства футболистов во всех лигах. Поэтому на реальное развитие событий министерство никак не влияет.

Вне игры нынче фактически пребывает и федерация футбола, о которой сам Червоненко сказал, что посредники в отношениях с УЕФА ему не нужны.

То есть, по идее, вся власть находится в руках агентства Червоненко. Но в реальности... Генеральный план работ не утвержден, поэтому программа подготовки не действует, — объясняет экс-министр Корж. — И непонятно, кто выполняет государственную программу, кто ее мониторит и кто по ней отчитывается. Вы слышали, чтобы кто-то отчитался о ее выполнении? И я не слышал. Кругом одни загадки. Для меня загадка, с чем едет в УЕФА Червоненко. Что он будет докладывать?! Правда, Суркис и Червоненко у Шустера рассказывают, что в стране все хорошо, но это не больше чем заклинания. То, что все плохо, это очевидно. То, что мы не укладываемся ни в какие графики, тоже очевидно.

Генеральный план, отсутствие которого беспокоит Коржа, должен принять Кабмин. Но и здесь у Червоненко побиты горшки — причем с самого начала, так как главу нацагентства через голову премьера фактически назначил президент. Да и сам Евгений Альфредович подлил масла в огонь, заявив, что Евро-2012 состоится в Украине не благодаря правительству, а благодаря частным инвесторам. Вот, видимо, Юлия Тимошенко и проводит эксперимент под названием Как Червоненко проведет Евро без Кабмина.

А пока проходят эксперименты, в Украину собирается Мишель Платини. 3—4 июля он будет своими глазами наблюдать, как мы готовимся. И здесь важно, кто будет вводить француза в курс дела — Червоненко или Суркис. Судя по всему, до последнего времени в УЕФА больше слышали мнение федерации — недаром одним из выводов комиссии УЕФА в мае было предложение ликвидировать нацагентство и ввести пост вице-премьера по Евро, как в Польше. Почему-то кажется, что в июле это предложит сделать сам Платини...

СТАДИОНЫ. В КИЕВЕ И ЛЬВОВЕ РАБОТЫ ВЕДУТСЯ ПОКА ТОЛЬКО НА БУМАГЕ

Стадионы были и остаются светлым пятном на карте Евро-2012. Но не везде

Днепропетровск. Сроки сдачи объекта не раз переносились. Сейчас обещают сдать осенью этого года. В любом случае, к сроку успеют.

Донецк. Сдадут к весне 2009-го. Должны сдать, потому что в июне 2009-го в Донецке будет юношеский Евро. По срокам Евро-2012 проблем нет.

Одесса. Сейчас демонтируют трибуны на стадионе, половину уже убрали. Обновленную арену обещают к июню 2010-го. То есть к сроку УЕФА.

Харьков. На Металлисте работы идут в две смены. К осени этого года внутренняя чаша стадиона будет готова. Уже заливается фундамент для новой крыши. Полностью арена будет готова к лету 2010-го.

Киев. Результаты тендера по Олимпийскому отменены, от услуг тайванской компании отказались. В четверг планировали провести новый конкурс.

Львов. Все работы пока на бумаге. По плану 1 июня на стадион уже должны были выехать экскаваторы. На строительство нет денег — а нужно 550 млн гривен. Нет инвестора. Фирма, выигравшая тендер как инвестор, на самом деле является подрядчиком. Как такое могло случиться, должны разобраться правоохранительные органы. Не готов пока даже рабочий проект — только эскизы, — объясняет причины задержки депутат Львовского горсовета Владимир Гирняк. На самом деле, выигравшая тендер австрийская фирма Альпина является инвестором — она выделяет деньги на подготовку проекта и сметы, а также на первый этап строительства, — уверяет в обратном пресс-секретарь мэрии Наталья Михнова. — На второй этап, вероятно, будем еще искать дополнительные средства. Несмотря на срыв сроков, в горсовете обещает построить стадион вовремя.

ГОСТИНИЦЫ: В НОРМЕ ТОЛЬКО ОДЕССА

Проблема гостиниц делится на две части — проживание для болельщиков и места для VIP. В первой части у Украины проблем нет, так как большую часть фанов могут принять реконструированные студенческие общежития. По количеству койко-мест в этих параметрах все шесть городов соответствуют требованиям УЕФА.

Хуже с четырех- и пятизвездочными гостиницами, которые будут выделяться для официальных делегаций. Из шести городов только один гарантированно будет иметь в 2012-м нужное количество VIP-мест.

Одесса. На данный момент требованиям УЕФА соответствуют одна пятизвездочная и 11 четырехзвездочных гостиниц общей вместимостью 671 место. Плюс уже есть гарантии на постройку двух пятизвездочных и четырех четырехзвездочных. В общем, к 2012-му в черноморском городе будет 2109 VIP-мест при требовании в 1300. То есть даже больше, чем надо.

Киев. К нему требования особые, так как это город финала. УЕФА требует 6335 мест, а сейчас есть около двух тысяч. Гарантии даны еще почти на две тысячи — то есть точно будет к 2012-му 3800 мест в четырех- и пятизвездочных гостиницах. Впрочем, Киев есть Киев, здесь все зависит от того, даст ли мэрия землю, — а застройщики найдутся.

Львов. 5-звездочных гостиниц нет вообще, есть три 4-звездочные, которые могут получить дополнительную звездочку после соответствующей модернизации. Мэрия за последнее полгода выдала 24 разрешения на строительство новых гостиниц. Уверяют, что поселят всех футбольных фанов. Но действительность менее прекрасна: по требованиям УЕФА, нужно 2021 VIP-место, а гарантии существуют только на тысячу.

Днепропетровск. Нужно 1303 VIP-места, есть 182. И гарантии еще на 600.

Донецк. Нужно 2021 место, есть 227, и гарантии еще на 481.

Харьков. С него требуют меньше всего — 1100 VIP-мест в гостиницах. Но и есть у него меньше всего — 164. Правда, по словам директора городского департамента Харьков-Евро-2012 Виктора Христоева, одна пятизвездочная гостиница должна в скором времени появиться на ул. Клочковской, другая — на площади Свободы, в третью переоборудуют старый корпус того же Харькова. Всего к 1 января 2012 года в городе обещают открыть 10 пятизвездочных и 15 четырехзвездочных отелей.

АЭРОПОРТЫ. ХАРЬКОВ УЖЕ РАБОТАЕТ

По аэропортам не выработана концепция относительно формы собственности — там у мэров позиция одна, а у Кабмина другая, — говорит экс-министр спорта Ви ктор Корж. — Мэры хотят объединить усилия городов и центральной власти, с тем, чтобы взлетно-посадочные полосы оставить в госсобственности, а инфраструктуру отдать инвесторам. У правительства позиция противоположная — они не хотят ничего отдавать. Тем не менее, в отдельных местах работа движется.

В марте этого года компания Нью Системс АМ, входящая в группу DCH, выиграла конкурс на право аренды харьковского аэропорта на 49 лет. Как сообщил президент группы DCH Александр Ярославский, работы по реконструкции аэропорта планируется начать в сентябре этого года.

Минтрансом объявлен тендер на реконструкцию киевских аэропортов Борисполь и Жуляны, а также аэропорта Львов. Но результатов пока нет ни там, ни там. Во львовской мэрии есть только стратегия развития, разработанная совместно с венской консалтинговой компанией и предусматривающая модернизацию взлетно-посадочной полосы, строительство нового терминала с инфраструктурой, благодаря чему количество пассажиров увеличится со 160 тысяч до миллиона. На все про все нужно 112 миллионов евро. По словам Наталии Михновой, пресс-секретаря мэрии, уже началось проектирование нового промежуточного терминала, на что в городской бюджет выделяет 7,5 млн грн. Сооружение построят из легких, быстро монтирующихся конструкций, поэтому строительство займет всего 8—9 месяцев. Намного больше времени требуется на подготовку, на сессию горсовета будет вынесен вопрос о выделении земельного участка на промежуточный терминал, — рассказала Михнова.

О реконструкции донецкого аэропорта говорят давно, и не только говорят — есть готовый проект. Нет денег. И при нынешнем правительстве вряд ли будут. Тем более, что сумма требуется немаленькая — около $300 млн.

Запланированы реконструкции в Одессе и Днепропетровске. Но пока движения нет.

ДОРОГИ. РАЗВЕ ВЕЧНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РЕШАЮТСЯ?

Если мы справимся с проблемой дорог, мы, наверное, перестанем быть собой. Но кое-что все-таки делается и планируется.

В нужном объеме ведутся работы на трассе Москва—Симферополь. Однако, по словам замглавы Харьковской обладминистрации Сергея Стороженко, здесь все зависит от госфинансирования. Если оно не прекратится, то участок Харьков—Перещепино трассы Москва—Симферополь будет сдан в середине августа. Я вчера проехался по этой трассе и получил удовольствие, — сказал замгубернатора.

Больше удовольствия не получает никто. В Одессе решают, нужна ли дорога, соединяющая поселок Котовского и поселок Таирова — два крупнейших спальных района города. Именно эта дорога могла бы решить проблему пробок в Одессе.

Во Львове планируют залатать более тысячи километров путей и построить новые. Но местные жители не очень верят в то, что властям за четыре года удастся то, что не делали последние лет двадцать.

В 2009-м планируют построить новую железнодорожную ветку Киев—Полтава, а на Одессу из столицы пустить скоростной экспресс — такой же, которые уже ходят на Харьков и Днепропетровск.

комментарии

опрос

Главное событие 2017 года?

Лента новостей

Турнирные таблицы